Как научить ребенка читать по слогам

Как правильно научить ребенка читать? Какую методику для обучения чтению использовать? Этот вопрос больше и больше волнует молодых мам, которые смотрят вокруг и замечают, что пятилетний Вова или Петя уже спокойно читает двусложные слова, а иногда и целые предложения. Да и в большинстве школ сейчас требования к первоклассникам уже более строгие, чем раньше: знание букв, умение читать по слогам!

С раннего детства вы можете начать обучать вашего малыша буквам Алфавита. Вы можете сделать красивые карточки с изображением Букв русского алфавита и показывать каждый день вашему ребенку, при этом громко озвучивая название каждой буквы. Наберитесь терпения.

Как научить ребенка читать по слогам

Понимание между ребенком и взрослым - путь к успешному обучению

Обучение ребенка чтению кропотливый труд, поэтому наберитесь терпения. Во время обучения взрослые чаще всего не способны поставить себя на место ребенка, отсюда получают множество проблем, которые связаны с непониманием. Мы не понимаем, почему ребенок не может понять то, что мы объясняем, ведь это так легко (на наш взгляд).

Да, это легко нам, а вот для ребенка это новое и неизведанное. Вспомните себя, когда Вы учились в школе, неужели Вам не было сложно. Да что там, в школе, перейдя на новую работу, нам приходится сталкиваться с трудностями. Если нам объяснят доступно мы, как и дети, все поймем. Поэтому не стоит сердиться на ребенка за непонимание каких-либо моментов.

Если ребенок не понял, значит, мы объяснили ребенку новую тему недоступно. Для каждого возраста должна быть своя методика обучения. Чем младше ребенок, тем больше игровых моментов должно присутствовать в процессе обучения. Не бойтесь на начальном этапе превратить обучение в игру. Дошколята, по норме, не должны сидеть только за партой, обучение должно проходить непринужденно.

Не стоит ребенку твердить: «Учись, надо учиться и т.д.». В силу своих возрастных особенностей детям до 5 лет сложно понять, зачем их заставляют учиться. Чем старше ребенок, тем больше он начинает осознавать. Примерно с пятилетнего возраста у ребенка формируется стимул для учения. Правда, стимулы еще не те, которые хотелось бы услышать нам.

Чаще всего стимулы заключаются: в поощрении, в красивой тетради, в красивой ручке, потому что так делает Маша. К 7 годам дети начинают осознавать, что учиться надо не только потому, что за это хвалят, или не только потому, что Маша учится, дети начинают понимать, что учиться это полезно и интересно. Если у ребенка сформировалась данная позиция, значит он психологически готов к посещению школы.

Советы по выбору методики и пособия

Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н.С.Жукова. Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал.

Как объяснить ребенку, какой звук гласный, а какой согласный?

Для того чтобы объяснить ребенку, как отличить гласный звук от согласного, необходимо научить его петь звуки. Мы с Вами знаем, что гласные звуки можно петь, а вот согласные мы петь не можем. Поиграйте с ребенком в игру, показывайте ему яркие картинки, например, колобка. Выделите вместе с ним первый звук в слове колобок.

Чтобы выделить первый звук, его необходимо протянуть "к-к-к-к-олобок". Затем изолированно от остальных звуков протяните этот звук вместе с ребенком: "к-к-к-к-к-к". Попросите звук «к» пропеть. Окажется, что этот звук пропеть невозможно. Затем покажите картинку, например, с осликом. Выделите звук о-о-о-о. Пропойте этот звук, в процессе работы окажется, что звук «о» можно спеть.

Обычно такая незамысловатая игра очень нравится детям. В процессе пения покажите ребенку еще одну особенность, которая отличает гласный звук от согласного: когда вы поете гласный звук, воздух во рту не встречает преграды, а когда пытаетесь пропеть согласные звуки, воздух встречает преграды, например, произнося звук "н-н-н-н" воздух во рту встречает преграду – язык; когда произносим звук м- м-м-м, смыкаются наши губы. А когда произносим, например, звук «а» - гласный звук, никаких преград во рту нет.

Твердые и мягкие звуки

Чтобы научить ребенка различать твердые и мягкие согласные звуки, попросите его сначала произнести твердый звук, а затем мягкий, после спросите, чем отличаются эти звуки. Одни дети могут сказать, что один звук мы произносим твердо, а другой мягко. Другим детям понадобится помощь, чтобы это почувствовать. Произносите неоднократно звуки, чередуя твердые и мягкие.

Ребенок постепенно поймет, почему звук мягкий, а почему твердый. Обычно никаких проблем при изучении твердых и мягких звуков не возникает. При работе над данной темой рекомендуется выделять каждый звук слова, параллельно раскрашивая клетку, которая отвечает за определенный звук (в зеленый или синий цвет). Синий цвет обозначает твердые согласные звуки, а зеленый – мягкие согласные звуки.

Учим ребенка правильно читать по слогам

Начните учить ребенка читать со слогов с буквой А. Выучили букву А, а затем по очереди учите согласные и составляете из них слоги на А: «ба, па, ма, ла, ва» и т.д. Параллельно вы учите слоги и с обратным чтением букв «аб, ап, ам, ал, ав».

Ребенок должен понять, что положение букв относительно друг друга влияет на их чтение. Чтобы объяснить ребенку как составить слог, попробуйте первую согласную как бы протянуть к гласной, удобно начинать с шипящих и сипящих букв, а когда малыш поймет суть, то учить другие буквы. Например, вы читаете: «ССССС-А, получается СА», «ХХХХХ-А, получили ХА».

Когда малыш уже запомнит чтение нескольких слогов, начинайте составлять простые слова из них, например, «ма-ма, ба-ба, ла-ва, ла-ма» и т.д. Усложняйте занятия словами из трех слогов, например, «па-на-ма, ка-на-ва».

Следующий этап, это обучение чтению слов, которые состоят из слогов и отдельных букв, из слогов с разным сочетанием гласной и согласной, например, «ма-к, ра-к, ка-р-та, па-р-та, ар-ка». Чтобы ребенку было интереснее, обучение новой букве моделируйте игрой.

Обязательно, составьте как можно больше слов на эту букву, нарисуйте, слепите ее, приготовьте еду из слов на эту букву, например, С – суп, слива, К – каша, капуста, Р – рис, рожки, А – апельсин, азу и т.д. Вспомните сказочных персонажей на эту букву и перед сном обязательно прочтите о нем сказку, например, П – поросята («Три поросенка»), С – Снегурочка, Р – Репка и т.д.

Когда малыш освоит слоги с буквой А, даже не выучив еще все согласные, можно приступать к следующим гласным, например, к букве О. дальше порядок тот же, простые слова, более сложные. Теперь уже из слов можно составлять первые предложения, например, «Ма-ша ма-ла, Во-ва мал». Пройдя все гласные ваш малыш уже сможет прочитать заветное «Ма-ма мы-ла ра-му»!

Напоследок оставьте мягкий и твердый знак, а также букву Й. Очень хорошо читать несколько слов, одинаково заканчивающихся на эти буквы, например, «ма-йка, ра-йка, па-йка», «со-ль, мо-ль, ро-ль» и т.д.

Закрепляйте пройденный материал составлением слов из магнитной азбуки или кубиков. Мы, например, читаем перед едой, эта игра заинтриговывает мою дочку и даже повышает аппетит, ведь она ест, то что загадано из букв а холодильнике. Например, «Прочитай, что я тебе приготовила?». «Су-п». «А теперь прочитай, что в супе?» «Лу-к, мя-со, ма-ка-ро-ны, кар-тош-ка».

Очень полезно играть в школу, это и подготовка к школьной среде и порядкам, и замечательная ролевая игра. Причем обычно дети не хотят брать себе роли самих себя, им интересно примерить на себя роль взрослых, потому в нашей домашней школе я всегда ученица, а дочка – учитель. Она дает мне задание написать то или иное слово, а я пишу то правильно, то с ошибкой.

«Учительница» исправляет меня и ставит оценку. Например, «Дети, напишите слово БОЧКА!» А я пишу «бЕчка», ребенок читает и исправляет Е на О. Чем дальше, тем сложнее. Учитесь правописанию слов с буквой О «мОлОко, кОрова» и т.д., а также правилу «Жи, ши пиши с И». Поверьте, четырех- пятилетнему ребенку это вполне под силу. А уже в 5 лет можно начинать читать первые книги, например, из серии «Читаем по слогам».

Если у малыша что-то не получается, или он не хочет заниматься, не нервничайте и не расстраивайтесь, отложите занятия на некоторое время. В конце концов, бывает так, что ну нет у мамы педагогического таланта, тогда можно отдать ребенка в детский центр, где точно знают как правильно научить читать ребенка, а дома закреплять навыки играми и заданиями. Верьте в своего малыша, у вас все получится!

Интересные статьи