Чтобы ваш маленький ребенок начал разговаривать сразу же правильно, потребуется чтение ему книжек ещё с пеленок. Кроме того, нужно описывать ему всё, что происходит вокруг. Когда ребенку исполняется месяц, он издаёт звуки, в которых сочетаются согласные: «грр», «гхх», а когда ему исполняется четыре месяца, он уже очень громко смеётся.
Полугодовалому малышу уже удаётся что-то говорить, соединяя гласные и согласные в мелодичные звуки: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Далее он с большей чёткостью может произносить «папа» и «мама», хотя сам смысл этих слов станет ему понятен уже ближе к годовалому возрасту.
Стадии развития речи у ребенка
В освоении речи ребенок проходит несколько стадий. Первая (в среднем в 2-3 месяца) – «гуление», воспроизводство первых звукосочетаний. На второй стадии (в 5-7 месяцев) эти звукосочетания становятся более отчетливыми. Третья стадия (в 7-9 месяцев) – произнесение коротких слов с повторяющимися звукосочетаниями («мама», «баба» и т.д.), которые ребенок еще не соотносит с определенными объектами. Далее, примерно после 9 месяцев ребенок начинает вкладывать в произносимые им звуки определенный смысл.
Где-то к году в «багаже» карапуза насчитывается от 2 до 10 «слого-слов» (обычно «мама» или «ма», «папа», «ка-ка», «ку-ку», «ав-ав» и т.д.), и дальше пополнение этого багажа идет гигантскими темпами. Иногда за день можно научить ребенка говорить несколько новых (правда, очень “упрощенных”) слов! И примерно после полутора лет ребенок начинает изъясняться простыми предложениями (вроде “киса ку-ку” или “папа, пока”). После двух лет малыш осваивает языковые нюансы – учится ставить слова в правильные склонения и падежи, сочетать их с предлогами, употреблять в правильном порядке в предложении.
Учась говорить, ребенок сначала старается описать объекты окружающей среды и пространственные отношения между ними. Поэтому в первую очередь он запоминает названия предметов (существительные), “упрощенные” обозначения действий (ам-ам, пи-пи), указательные местоимения (“это”, “там”); затем – действия (глаголы), затем – характеристики предметов (прилагательные, описывающие размер, цвет, иногда какое-нибудь иное качество).
После двух лет малыш начинает употреблять местоимения “я”, “мой”, он способен рассказать о некоторых своих физических и психологических ощущениях (“горячо”, “больно”, “страшно”). Спустя несколько месяцев он начинает характеризовать себя с разных сторон (“я добрый”, “я капризный”, “я девочка”) – это достаточно значимый этап в формировании личности. И ближе к трем годам карапуз выносит самые простые абстрактные суждения (“это плохо”) и может объяснить некоторые причинно-следственные связи между событиями.
В принципе, если ребенок совсем не «запущен» родителями, то к двум годам он освоит определенное количество слов, чтобы худо-бедно доносить до взрослых свои мысли и намерения. Тем не менее, многие родители (может, это и к лучшему), не хотят пускать процесс «на самотек» и стремятся к тому, чтобы научить говорить ребенка как можно раньше и потом развивать в нем этот навык. Если вы – из их числа, то, возможно, вы найдете интересными следующие рекомендации.
Способы научить ребенка говорить
Умение облачать свои мысли и переживания в слова – один из главных социальных навыков человека, который во многом определяет качество его жизни. Именно от того, насколько виртуозно человек овладел языком, зависит эффективность его взаимодействия с окружающими, уровень его самореализации.
- Прежде всего, с ребенком нужно говорить. Нужно описывать, чем сейчас заняты родители, при этом можно использовать причинно-следственные связи («Я делаю пюре, которое ты потом будешь есть»).
- Кроме того, нужно повторять за ребенком. Даже если в его репертуаре есть только «агу», нужно показать, что вы реагируете на его «слова». Так у малыша появится мотивация к тому, чтобы говорить чаще.
- Ему нужно задавать вопросы и обязательно дожидаться ответной реакции. Пусть он ответит всего лишь смехом или ворчанием. Но к каждому ответу вы должны проявить интерес, например, спросить «Серьезно?» или «Вот как интересно!». Если с ребенком так говорить, он начнёт разговаривать раньше, чем его сверстники.
- Нужно рассказывать своему ребенку о вещах, обозначая их качества и цвета. Можно пользоваться простыми словосочетаниями: «красный мяч», «квадратный кубик». Но если родители, например, покажут квадратную форму кубика руками, а затем выставят его и назовут, будет гораздо лучше. Форма слов должна быть использована правильная, речь должна быть выразительной.
- В том случае, если в речи малыша уже есть некоторые звукоподражающие слова, их нужно повторить за ним, а потом добавить правильное слово. К примеру, когда малыш, показывая на самолёт, говорит «у-у-у», нужно отвечать: «Да, у-у-у, самолёт».
- Не стоит произносить разные уменьшения и ласкательные формы. Каждому малышу необходимо слышать, как звучат все слова по-настоящему, чтобы выговаривать их в будущем правильно.
- И, конечно же, с малышом обязательно нужно читать книги. А когда рассматриваете с ним картинки, нужно задавать вопросы типа: «Где слон?». Даже крошечному младенцу следует читать простые стишки для общего развития.
Как научить ребенка говорить как можно быстрее
Разговаривайте со своим чадом с первых дней жизни – пусть он еще улавливает только вашу интонацию, а не смысл сказанного, зато у него идет пассивное накопление словарного запаса, и ближе к году это поможет ему начать говорить осмысленно. Именно так растят детей в Японии, где карапузы начинают говорить раньше, чем ходить.
Откажитесь от частого использования соски-пустышки. Согласно ряду исследований, дети, постоянно (по несколько часов в день) сосущие соску, начинают говорить позже сверстников, кроме того, у них могут быть проблемы с артикуляцией из-за неправильного формирования прикуса.
Не коверкайте слова. Некоторым мамам трудно удержаться от «сюсюканья», но логопеды утверждают, что это не помогает развитию речи ребенка, скорее, наоборот. Пусть малыш в свое удовольствие называет булочку «бубаськой» а кошку «кикя», но от родителей он должен слышать правильное произношение, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии его придется переучивать.
Чтобы научить ребенка говорить, развивайте у него мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом. Играйте с ним в «пальчиковые» игры, стимулируйте его к тому, чтобы он научился совершать руками такие операции, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков, пусть малыш учится обращаться с ложкой и цветными мелками.
Поощряйте познавательные потребности крохи. Чтобы научить ребенка говорить, мало развивать его артикуляционные навыки – нужно еще, чтобы он в уме соотносил слова с соответствующими предметами и явлениями. Поэтому когда ребенок без конца пристает к вам, тыкая пальцами в различные предметы, чтобы вы сказали, как они называются, не пытайтесь отделаться от крохи, а рассказывайте ему обо всем, что ему интересно.
Читайте малышу побольше книжек (особенно маленьким детям нравятся простые ритмичные стишки с яркими картинками). Это не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребенку слов. Заметьте момент, когда малыш начал интересоваться книжками (не с точки зрения того, чтобы их порвать и погрызть) и сделайте чтение частью режима дня ребенка.
Обязательно объясняйте малышу значения новых слов, используя только уже знакомые ему слова. Вообще, не стремитесь сразу сформировать у него огромный словарный запас; чтобы быстрее научить ребенка говорить, общайтесь с ним, употребляя для обозначения окружающих объектов и действий сначала одни и те же простые слова – так ему легче будет сформировать начальный “багаж”. После того, как он их освоит и сможет свободно коммуницировать с вами, придет время для расширения синонимического ряда.
Чтобы ребенок научился говорить предложениями и более ясно и связно излагать свои мысли, почаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему побольше вопросов.